- ГЮЙО (Guyau), Жан Мари
- (1854-1888)французский философ и социолог искусства. И мел расширительное представление о социологии, считая, что она включает в себя этику и эстетику. Будучи автором исследования «Искусство с точки зрения социологии» (1889), он уделил преимущественное внимание коммуникативным аспектам социального существования искусства. Он ставил во главу своей философско-социо- логйческой концепции понятие жизни и считал, что в обществе она поддерживается на должном уровне благодаря «синергии», т. е. взаимодействию, сотрудничеству, солидарности людей. «Синергия» выполняет свое предназначение в тех случаях, когда между людьми существует социальная симпатия. Эту симпатию следует неустанно и целеустремленно культивировать, и в этом отношении большую помощь оказывает искусство.Гюйо полагал, что предназначение искусства состоит в том, чтобы укреплять внутренние связи социального организма. Для этого оно продуцирует и стимулирует социально-эстетические эмоции и тем самым способствует упрочению начал солидарности между людьми. Произведения искусства позволяют человеку реализовывать в воображении мечты об идеальной жизни. Эти мечтания не подвластны никаким законам, кроме закона гармонии.Под влиянием получивших в это время широкое распространение социально-экономических доктрин Гюйо выстроил концепцию воздействия экономических законов спроса и предложения на художественную жизнь общества. Он не обошел вниманием и проблему воздействия на искусство социально-политических факторов, полагая, что политическая жизнь не только дает художнику разнообразный материал для его произведений, но и определенным образом влияет на их форму.Примечательны воззрения Гюйо на религию, которую он трактовал как «мистическую социологию», где противопоставляются друг другу два общества - реальное, земное и сверхъестественное, мистическое. В первом человек присутствует физически, а со вторым взаимодействует посредством мыслей, чувств, молитв и поступков.♦ Соч.: Нравственность без обязательств и без санкций. - М. 1923; «Esquisse d'une morale sans obligation ni sanction» (1885), «L'Irreligion de l'avenir»(1887), «L’art au point de vue sociologique» (1889).
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.